Междисциплинарный проект «Гимназия Читающая»
Междисциплинарный проект «Гимназия Читающая»
Девиз: «Читать всегда, читать везде – вот лозунг гимназиста!»
Актуальность
Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. В Концепции говорится, что «поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны». Стоит обратить внимание на то, что в рамках направления, касающегося развития инфраструктуры детского и юношеского чтения, предусматривается «создание условий для формирования и активного внедрения в образовательных организациях образовательных программ поддержки чтения».
В ФГОС подчеркивается важность чтения в современном информационном обществе. Оно носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям. В ФГОС начального образования существуют разделы «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», в которых уделяется серьезное внимание формированию основ читательской компетентности обучающихся. В ФГОС основного общего образования есть раздел «Метапредметные результаты освоения ООП», где рассматривается смысловое чтение в контексте познавательных УУД. В отношении чтения основным становится способность работать с информацией. В ФГОС старшей школы системно продолжается линия познавательных учебных действий. Появляется термин читательская грамотность.
Результаты проведенного международного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
В гимназии № 513 проведен мониторинг диагностики читательской грамотности.
Цель мониторинга: изучение уровня сформированности навыка смыслового чтения у учащихся 4-х-8-х классов с целью отслеживания его динамики по сравнению с 2018-2019 учебным годом.
Мониторинг диагностики читательской грамотности показал, что обучающиеся 4-х-8-х классов имеют недостаточный уровень читательской грамотности.
Год |
Недостаточный уровень |
Пониженный уровень |
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
2018-2019 |
50% |
8% |
24% |
18% |
2019-2020 |
33% |
17% |
40% |
10% |
Проблема, на решение которой направлен инновационный проект — недостаточный уровень читательской грамотности обучающихся.
Пути решения проблемы:
- консолидация усилий всего педагогического коллектива в целях повышения престижа чтения у обучающихся;
- овладение педагогами гимназии стратегиями и приемами смыслового чтения, что
будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации личностного потенциала учащихся, повышение качества образования и мотивации к изучению предметов.
План мероприятий междисциплинарного проекта «Читающая Гимназия» на 2023 год
Отчет междисциплинарного проекта «Читающая Гимназия» за 2023 год
Сборник творческих работ обучающихся "Проба пера"
Цель проекта: способствовать развитию интереса к чтению через формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся.
Задачи проекта:
- повысить у обучающихся мотивацию к чтению
путем овладения ими современными технологиями работы с текстом различного содержания, характера и формата; - организовать систему мероприятий, направленных на пропаганду книги, приобщение обучающихся к систематическому чтению;
- взаимодействовать с родителями по воспитанию читательской грамотности обучающихся, организовать педагогическое просвещение родителей по проблемам детского чтения;
- создать систему партнерских отношений с научными, культурными, общественными и коммерческими организациями по решению данной проблемы;
- разработать план мероприятий по реализации проекта;
- создать банк лучших практик, направленных на формирование читательской компетентности обучающихся;
- популяризировать инновационную педагогическую деятельность и продукты.
Новизна проекта:
— использование современных технологий обучения продуктивному чтению;
— использование стратегий работы с информацией;
— включение в урок различных по форме и содержанию текстов;
— организация деятельности по воспитанию читателя;
— акцент на грамотную работу с источниками информации при организации проектной деятельности;
— приоритет при выборе конкурсов для обучающихся тем мероприятиям, в которых требуется работа с информацией.
Диагностический инструментарий: анкеты, тесты, психологические и предметные, контрольные работы, дидактические материалы и т.п.
Эффективность подтверждается востребованностью инновационной деятельности всеми участниками образовательного процесса.
Риски: неподготовленность и пассивность членов педагогического коллектива в реализации проекта из-за недостаточного уровня подготовки.
Компенсация последствий рисков: повышение квалификации работающих педагогов в рамках использования технологий обучения чтению в контексте всех учебных дисциплин через курсы повышения квалификации, вебинары, организацию консультаций, проведение тематических педсоветов, взаимопосещение уроков.
Организационные риски: коррективы сроков реализации проекта, неправильное распределение полномочий и круга ответственности среди участников проекта.
Условия реализации изменений:
— рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, отобранными для реализации проекта;
— качественное улучшение образовательного результата;
- широкое использование цифровых технологий.
Ожидаемые результаты инновационной деятельности
- Повышение уровня читательской грамотности обучающихся.
- Разработка и реализация инновационного проекта приобщения обучающихся к чтению, включающего творческие междисциплинарные проекты, конкурсы, конференции в урочной и внеурочной деятельности.
- Создание комфортного единого читательского пространства: учителя, учащиеся, родители, библиотека.
- Повышение квалификации членов педагогического коллектива в области приобщения к чтению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
- Организация и координация деятельности гимназии с широким кругом социальных партнеров.
- Активное включение родительской общественности в воспитание читательской грамотности обучающихся.
- Диссеминация педагогического опыта среди профессиональной общественности.
Прогнозируемые продукты инновационной деятельности:
- Междисциплинарный проект с приложением методических разработок учителей, методических рекомендаций.
- Дидактические материалы (тексты, задания, педагогические приёмы) по формированию смыслового чтения на уроках.
- Методическая копилка с разработками участников проекта.
Практическая значимость инновации заключается в том, что представленные в проекте материалы могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений в качестве практической основы для оценивания, создания рабочих программ по предметам, учебных материалов, спецкурсов.
Сроки реализации проекта: 2020 – 2023 годы.