Междисциплинарный проект «Гимназия Читающая»

Междисциплинарный проект «Гимназия Читающая»

Девиз: «Читать всегда, читать везде – вот лозунг гимназиста!» 

Актуальность 

Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. В Концепции говорится, что «поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны». Стоит обратить внимание на то, что в рамках направления, касающегося развития инфраструктуры детского и юношеского чтения, предусматривается «создание условий для формирования и активного внедрения в образовательных организациях образовательных программ поддержки чтения».

В ФГОС подчеркивается важность чтения в современном информационном обществе. Оно носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям. В ФГОС начального образования  существуют разделы «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», в которых уделяется серьезное внимание формированию основ читательской компетентности обучающихся. В ФГОС основного общего образования есть  раздел «Метапредметные результаты освоения ООП», где рассматривается смысловое чтение в контексте познавательных УУД. В отношении чтения основным становится способность работать с информацией. В ФГОС старшей школы системно продолжается линия познавательных учебных действий. Появляется термин читательская грамотность.

Результаты проведенного международного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

В гимназии № 513 проведен мониторинг диагностики читательской грамотности.
Цель мониторинга: изучение уровня сформированности навыка смыслового чтения у учащихся 4-х-8-х классов с целью отслеживания его динамики по сравнению с 2018-2019 учебным годом.

Мониторинг диагностики читательской грамотности показал, что обучающиеся 4-х-8-х классов имеют недостаточный уровень читательской грамотности.

Год

Недостаточный уровень

Пониженный уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

2018-2019

50%

8%

24%

18%

2019-2020

33%

17%

40%

10%

 

Проблема, на решение которой направлен инновационный проект — недостаточный уровень читательской грамотности обучающихся.

Пути решения проблемы:
-  консолидация усилий всего педагогического коллектива в целях повышения престижа чтения у обучающихся;

- овладение педагогами гимназии стратегиями и приемами смыслового чтения, что

будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации личностного потенциала учащихся, повышение качества образования и мотивации к изучению предметов.

 

Цель проекта: способствовать  развитию интереса к чтению через формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся.

Задачи проекта:

  • повысить у обучающихся мотивацию к чтению
    путем овладения ими современными технологиями работы с текстом различного содержания, характера и формата;
  • организовать систему мероприятий, направленных на пропаганду книги, приобщение обучающихся к систематическому чтению;
  • взаимодействовать с родителями по воспитанию читательской грамотности обучающихся, организовать педагогическое просвещение родителей по проблемам детского чтения;  
  • создать систему партнерских отношений с научными, культурными, общественными и коммерческими организациями по решению данной проблемы;
  • разработать план мероприятий по реализации проекта;
  • создать банк лучших практик, направленных на формирование читательской компетентности обучающихся;
  • популяризировать инновационную педагогическую деятельность и продукты.

Новизна проекта:

— использование современных технологий обучения продуктивному чтению;
— использование стратегий работы с информацией;
— включение в урок различных по форме и содержанию текстов;
— организация деятельности по воспитанию читателя;
— акцент на грамотную работу с источниками информации при организации проектной деятельности;

— приоритет при выборе конкурсов для обучающихся тем мероприятиям, в которых требуется работа с информацией.

Диагностический инструментарий: анкеты, тесты, психологические и предметные, контрольные работы, дидактические материалы и т.п.

Эффективность подтверждается востребованностью инновационной деятельности всеми участниками образовательного процесса.

Риски:  неподготовленность и пассивность членов педагогического коллектива в  реализации проекта из-за  недостаточного уровня подготовки.

Компенсация последствий рисков: повышение квалификации работающих педагогов в рамках использования технологий обучения чтению в контексте всех учебных дисциплин через курсы повышения квалификации, вебинары, организацию консультаций, проведение тематических педсоветов, взаимопосещение уроков.

Организационные риски: коррективы сроков реализации проекта, неправильное распределение полномочий и круга ответственности среди участников проекта.

Условия реализации изменений:

— рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, отобранными для реализации проекта;
— качественное улучшение образовательного результата;

-   широкое использование цифровых технологий.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

  • Повышение уровня читательской грамотности обучающихся.
  • Разработка и реализация инновационного проекта приобщения обучающихся к чтению, включающего творческие междисциплинарные проекты, конкурсы, конференции в  урочной и внеурочной деятельности.
  • Создание комфортного единого читательского пространства: учителя, учащиеся, родители, библиотека.
  • Повышение квалификации членов педагогического коллектива в области приобщения к чтению с  использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
  • Организация и координация деятельности гимназии с широким кругом социальных партнеров.
  • Активное включение родительской общественности в воспитание читательской грамотности обучающихся.
  • Диссеминация педагогического опыта среди профессиональной общественности.

 

Прогнозируемые продукты инновационной деятельности: 

  • Междисциплинарный проект с приложением методических разработок учителей, методических рекомендаций.
  • Дидактические материалы (тексты, задания, педагогические приёмы) по формированию смыслового чтения на уроках.
  • Методическая копилка с разработками участников проекта.
     

Практическая значимость инновации заключается в том, что представленные в проекте материалы могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений в качестве практической основы для оценивания, создания рабочих программ по предметам, учебных материалов, спецкурсов.

Сроки реализации проекта: 2020 – 2023 годы.

Этапы осуществления инновационной деятельности

77
Меньше минуты