Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства;

математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты;

финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;

креативное мышление – умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления; нестандартно решать проблемы; способность достигать целей; находить выход из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом;

глобальные компетенции – сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является Программа международного сравнительного исследования PISA. Исследование функциональной грамотности 15-летних школьников ставит своей целью проверку у них навыков и умений, необходимых для полноценного функционирования в обществе.

Функциональная грамотность в наше время стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Нормативные документы федерального уровня

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

Нормативные документы регионального уровня

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2022 № 1936-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные прораммы, на 2022/2023 учебный год"

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2021 № 2920-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год"

Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 «О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности»

Нормативные документы районного уровня

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся госувдарственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год

Письмо АНР №34-1 от 28.10.2022 Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год

Нормативные документы школьного уровня

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ гимназии № 513 на 2022-2023 учебный год

Приказ "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ гимназии №513 на 2022-2023 учебный год"

Методические материалы

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Сайт: БАНК ЗАДАНИЙ (resh.edu.ru)

Институт стратегии развития образования

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Российская электронная школа

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents

Высшая школа экономики

Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций

https://fmc.hse.ru/methodology

Видеолекции по финансовой грамотности

https://fmc.hse.ru/video

Образовательные проекты ПАКК

Изучение финансовой грамотности на уроках математики

https://edu.pacc.ru/finmat/

Изучение финансовой грамотности на уроках информатики

https://edu.pacc.ru/finformatika/

Образовательное кино

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

Банк «РОССИЯ»

Онлайн-уроки по финансовой грамотности

https://dni-fg.ru/

Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности

https://fincup.ru/

Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Функциональная грамотность

https://prosv.ru/pages/pisa.html

 

690