Для слабовидящих:

Главная ГИА (ОГЭ - 9 класс) Пути решения психолого-педагогических и информационных проблем подготовки учащихся к ГИА в новом учебном году
Баннер

Подведение итогов ГИА: пути решения психолого-педагогических и информационных проблем подготовки учащихся к ГИА в новом учебном году

В готовности учащихся к сдаче ГИА необходимо выделить следующие аспекты:

  • информационная готовность,

  • предметная (или содержательная) готовность,

  • психологическая готовность

1 аспектинформационная деятельность гимназии по вопросам ГИА.

Выделяются три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися и с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами заключается в следующем. Информирование учителей о нормативно-правовых документах и методических материалах ГИА, содержание которых дает возможность каждому учителю:

  • объективно оценить степень овладения выпускниками 9 и 11 классов содержанием учебных предметов, а также уровень сформированности умений;

  • выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов, причины полученных результатов;

  • определить направления совершенствования образовательного процесса по отдельным предметам с целью повышения его качества, учебно-методического обеспечения;

  • обратить внимание на необходимость совершенствования системы работы учителей при подготовке выпускников к ГИА.

Учителя ознакомлены с Положением о формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного и среднего общего образования, информированы о ходе подготовки к ГИА в школе и городе. Составляется график дополнительных занятий по предметам по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, циклограмма подготовки к ГИА, проект расписания проведения ГИА в 2016 году. Инструкции для участников ГИА, в том числе правила заполнения бланков ответов.

Приоритетным направлением работы школьных методических объединений является методика подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. На заседаниях МО учителя рассматриваются вопросы совершенствования преподавания предметов в целях улучшения качества подготовки к государственной (итоговой) аттестации, анализируют результаты пробных ЕГЭ и ОГЭ с целью дальнейшей работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вырабатывают совместные рекомендации по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. В-третьих: Учителя школы посещают обучающие семинары городского и районного уровня.

Содержание информационной работы с учащимися следующее.

Обновление информационного стенда и сайта гимназии для всех участников ГИА, где помещены следующие материалы:

  • Положение о формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного и среднего общего образования.

  • Инструкция для участников ГИА

  • Циклограмма подготовки к ГИА в 2015-2016 учебном году

  • Адреса сайтов по подготовке к ГИА.

  • Рекомендации психолога учащимся и их родителям.

В кабинетах оформляются стенды «Готовимся к ГИА», где помещается сменная информация по подготовке к экзаменам.

Содержание информационной работы с родителями учащихся.

1) Проведены 4 тематических родительских собрания в октябре, декабре, феврале и апреле, на которых родители ознакомились с процедурой проведения ГИА, выбором экзаменов обучающимися, особенностями подготовки к экзаменам по различным предметам, графиком диагностических работ и репетиционных экзаменов, были даны адреса сайтов, на которых размещена информация о ГИА в 2015-16 году;

2) классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог и администрация гимназии постоянно индивидуально консультируют родителей выпускников;

3) информация для родителей также размещена на стенде и сайте гимназии.

 

2-ой аспект – предметная и содержательная готовность выпускников нашей гимназии к ГИА. Контроль за организацией подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации осуществляется в соответствии с планом мероприятий по подготовки к ГИА в 2015-16 году, с планом внутришкольного контроля. В ходе контроля проанализирована система работы учителей-предметников.

В своей работе учителя используют различные приемы и методы подачи материала, чтобы помочь учащимся в приобретении навыков выполнения заданий различного уровня сложности. На уроках идет систематическое повторение учебного материала, преподаватели учат выпускников заполнять бланки регистрации и бланки ответов.

Чумак И. В., Кашинцева Р. В. и Евстифеева Л. И. при подготовке к ГИА в выпускных классах начинают со знакомства учащихся с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке. В течение учебного года выпускники имеют возможность сверять свои достижения с этими требованиями. Это готовит их к успешной сдаче экзамена. К этим требованиям учителя возвращаются на уроках заключительного повторения. Они стараются обеспечить положительную мотивацию учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала. При изучении новых тем опираются на КИМы, широко используют дифференцированный подход к обучению, обобщающее повторение проводят с учетом возможностей и способностей конкретного учащегося, проводят диагностику знаний, работают над ошибками с каждым учащимся. На уроках алгебры и геометрии постоянно идет отработка базовых знаний и умений.

Учителя русского языка Красавцева Ю. В., Трофимова Е. В. и Кирякова М. В. учителя истории и обществознания Григоренко Д. Л. и Шевченко Д. В. при подготовке к ЕГЭ используют уроки с различными видами контроля, позволяющие решить основные проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся при сдаче ГИА, а именно:

  • проблему отсутствия необходимого уровня предметной подготовки,

  • проблему необходимой тестовой культуры,

  • эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях.

Итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по химии в 2015-16 году выбрали 2 ученика. Шашкова О. В. также работает индивидуально на уроках, во время консультаций. Учитель хорошо представляет уровень требований к ЕГЭ по химии, структуру и особенности тестовых заданий. Поэтому, прежде всего, уделяет внимание практической направленности курса, постоянно идет работа с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, так как в КИМах очень много вопросов, связанных со строением атома. Для отработки заданий части В, которые подразумевают дачу краткого ответа, уделяется внимание правильности формулировки определений.

Посещенные уроки учителей позволили сделать определенные выводы:

  • в основном подготовка к ЕГЭ базируется на постоянном повторении пройденного учебного материал. И это правильно. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. В своей практике педагоги школы используют различные виды уроков повторения. Повторение протекает на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами предмета, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся.

  • учителя также в системе проводят диагностику знаний, используют текущий контроль в различных формах, проверяющий как знание текущего материала, так и пройденного ранее.

Кроме этого, в 2016-2017 учебном году для устранения указанных выше проблем, мы будем рекомендовать широко использовать уроки развивающего контроля. Которые, как правило, проводятся в завершение крупных разделов курса. Их главная задача – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контроля изученного учебного материала (т. е. самоконтроля своих знаний). Такие уроки имеют следующую структуру:

  • прежде всего, учащиеся пишут вариант контрольной работы,

  • затем идет сопоставление с объективно обоснованным эталоном,

  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

При проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение, фиксирование полученного результата в форме отметки. Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Учебная деятельность на уроках развивающего контроля учителя организуют поэтапно. Учащиеся, не допустившие ошибок, сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они выступают в качестве консультантов.

2 аспект предметная (или содержательная) готовность к ГИА не ограничивается организацией работы на уроках. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся включает также проведение элективных учебных предметов в 10-11 классе по русскому языку, математике, обществознанию, английскому языку - расширяющих программу базового обучения, проведение дополнительных занятии по русскому языку и математике, а также по всем выбранным выпускниками предметам, на которых у учителей появляется возможность отрабатывать учебный материал.

Особое внимание в процессе деятельности школы по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. В рамках административного контроля по материалам КИМов были проведены диагностические и тренировочные работы в 9-х и 11-х классах по русскому языку и математике, а также по предметам по выбору обучающихся. Анализ результатов этих работ позволил учителям сделать своевременную коррекцию знаний обучающихся, обратить внимание на более трудные для обучающихся вопросы.

 

3 аспект – психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ. Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется в форме индивидуальных консультаций, во время которых психолог обучает саморегуляции, самоконтролю, повышению уверенности в себе, в своих силах.

Консультации с учащимися проводятся на добровольной основе.

На родительские собрания выпускников, как 9-х, так и 11 класса приглашается педагог-психолог, который доводит до родителей и обучающихся информацию о том, как подготовиться к экзаменам, как вести себя на экзамене, о причинах тревожности и о способах снятия нервно-психического напряжения, о том, как противостоять стрессу. Родителям выдается памятка «Почему так страшна ГИА»?

Среди обучающихся была проведена диагностика причин вызывающих тревожность у обучающихся. Проверялось:

1.Незнание процесса проведения экзамена (организационные моменты)

2.Незнание формальных аспектов сдачи экзамена (права и обязанности)

3.Субъективное представление о неуспешном будущем в случае невысоких результатов («Я буду работать дворником, если не сдам этот экзамен, это крах», «Если я не сдам экзамен и не поступлю, то в жизни я никогда ничего не добьюсь»)

4.Страх порицания, наказания («Родители меня убьют»)

5.Социальная роль, которой необходимо следовать, ожидания окружающих (отличник, послушный и т.д.)

6.Сопротивление, отсутствие мотивации («Не хочу сдавать этот экзамен, а мне говорят надо!»)

7. Личностная тревожность (Тревожность, как одна из составляющих личностных черт, проявляющаяся не только относительно экзамена).

Результаты следующие:

 

9-1класс

9-2 класс

11-1класс

Незнание процесса проведения экзамена

7%

5%

0%

Незнание формальных аспектов сдачи экзамена

7%

0%

0%

Неуспешное будущее в случае низких баллов

60%

53%

50%

Страх порицания, наказания

30%

46%

40%

Социальная роль, которой необходимо следовать, ожидания окружающих

25%

46%

22%

Сопротивление, отсутствие мотивации

14%

13%

22%

Личностная тревожность

40%

43%

40%

 

Как видно из результатов, больше всего выпускников пугает неуспешное будущее в случае низких результатов. Возможно в связи с этим, достаточно высок процент мотивированных обучающихся. И на это следует обращать большее внимание при подготовке выпускников к ГИА..

Таким образом, можно утверждать, что вопросы подготовки к ГИА решаемы, если деятельность базируется на принципах:

системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);

гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно - методических материалов по вопросам ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

 

1. С целью усиления подготовки учащихся к экзаменам необходимо и в дальнейшем проводить методические объединения учителей по вопросам технологии подготовки к ГИА, родительские собрания для родителей 9-10-11 классов, на которых родители и учащиеся получают полную информацию по новым документам о проведении итоговой аттестации, поступления в высшие учебные заведения. Систематически проводить тесты с использованием бланков ЕГЭ и КИМов.

2.С целью формирования и закрепления навыков работы с бланками ЕГЭ и ОГЭ определения степени подготовленности выпускников школы к сдаче ГИА предметов по выбору в декабре-марте 2015-16 года силами учителей школы было проведено репетиционное тестирование на бланках ЕГЭ (ксерокопии) и по материалам ЕГЭ прошлого года.

Каждый ученик попробовал свои силы по предметам по выбору. Учителя-предметники, готовившие учащихся к пробному экзамену, провели подробный анализ результатов индивидуально с каждым учащимся, на родительском собрании информация о результатах была доведена до сведения родителей, даны рекомендации.

Это, безусловно, помогло выпускникам окончательно определиться с выбором экзаменов, понять степень готовности и предпринять необходимые меры для более успешной сдачи экзаменов для поступления в выбранное учебное учреждение.

В следующем учебном году следует продолжить обучение коллектива по вопросам технологии подготовки к ЕГЭ, проводить элективные курсы, основной задачей которых будет подготовка учащихся к ЕГЭ, проводить консультации для родителей, тематические родительские собрания по вопросу подготовки и проведения ЕГЭ, обучению нахождения необходимой информации в интернете (демоверсии, правила ЕГЭ, требования ВУЗов и т.д.) пробный экзамен в формате ЕГЭ провести в 10 классе в конце учебного года и в 11 классе в 1 и 2 полугодиях.